НОВОСТИ РЕСТОРАНА "ПИНО НУАР"

Валерий Баринов

Архив событий
8 сентября 2012 года в ресторане Pinot Noir состоялось знаковое событие для нашего города — открытие проекта «Литературный салон», призванного объединить людей, тонко чувствующих высокое искусство во всех его проявлениях. Главной персоной вечера стал Валерий Александрович Баринов — народный артист России, актер Малого театра, в том числе сыгравший немало значительных ролей в кино.

Темой встречи стала любовь — наверное, самое важное чувство в жизни человека, оставляющее сильнейший след в душе каждого из нас. Валерий Александрович читал стихи на любовную тему из творчества своих любимых авторов — Уильяма Шекспира, Бориса Пастернака, Сергея Есенина, Арсения Тарковского. Бесспорный ораторский талант и личное обаяние Валерия Александровича не оставили равнодушными никого из гостей вечера.

После творческой встречи Валерий Александрович любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

— Где вы родились, с чего начался ваш творческий путь?

Я родился в маленьком городке в Орловской губернии. Вообще что такое Орел? Это маленький городок, хотя губерния была огромной, туда входил Брянск, Липецк, Елец… Вот в этой губернии в деревенской семье я и родился. По фамилии можно понять, что я из дворового крестьянства.

Мне очень повезло, наверно, когда я уже жил в Орле, я работал в одном театре, там была студия, я в ней проучился полтора года перед поступлением. Так вот, здесь меня сразу окружали люди, которые меня ввели в мир, настолько от меня далекий, но притягательный, между искусством и литературой…

Я ушел с завода, куда пошел после школы работать, и работал артистом вспомогательного состава. Потом там умер главный режиссер театра Иванов Владимир Алексеевич. И перед смертью он мне сказал: «Тебе нужно ехать поступать в училище искусств».

И я уехал на гастроли в Херсон, потом поехал поступать в Щепкинское училище. У меня была мечта работать в орловском театре Тургенева. И мне опять же повезло — я учился у замечательной бригады педагогов, которую возглавлял Коршунов Виктор Иванович.

Кстати, вчера у нас был курсовой день, когда собирались все курсы, и звезды, и не звезды… Я за все 40 с лишним лет после окончания всего один раз пропустил, приезжал даже из армии. Для меня это очень важно. Это то, с чего я начинаюсь, и то, чем заканчиваюсь. Если я не попаду, мне кажется, что год прожит зря. Вообще, годы института это были, может быть, лучшие годы моей жизни. Меня окружали люди, которые меня любили, и которых я любил. Такое студенческое братство…

— У вас была возможность после окончания училища уехать в Москву?

Да, но я тогда был влюблён в мою первую жену, а она была ленинградкой, и ее город был Ленинград. Меня приглашали во все четыре театра, но я выбрал Александринский (в те годы — ленинградский Театр им. А. С. Пушкина), о чем не жалею. Я попал в атмосферу великого театра…

Вообще, я могу назвать несколько человек, которые оказали на меня сильное влияние в плане творческой деятельности. Первым был Коршунов, курс которого я окончил в Щепкинском театральном училище.

Вторым человеком, который что-то во мне открыл, был Горяев. Я у него сыграл Белкина в «Болдинской осени», Петю Трофимова в «Вишневом саде», спектакли имели большой успех. В 74-м году я уехал с ним в Москву.

Потом я работал с Ереминым. У него был такой чудный метод, который мы часто и потом использовали — это метод текстовой импровизации. Он запрещал говорить заученным текстом. Я должен был прочитать роль и потом своими словами все рассказать. И этот метод меня настолько увлек, что мы сделали 2 очень успешных спектакля: Потом мы сделали два спектакля, используя ереминский метод. Один — «Палата № 6», который объехал весь мир. Второй — «Новое московское преступление» по роману Пьецуха «Новая московская философия». В обоих спектаклях мы говорили своими словами. И я часто использовал этот метод в дальнейшем. Так что Еремин — это еще один человек, который дал по-настоящему новый толчок моему творчеству.

Еремин был парадоксален и в назначении на роль. Помню, он решил ставить «Идиота». Я никогда не прошу ролей. Но тут пришел и сказал, что хочу сыграть Ганю Иволгина. Юрий Иванович — человек очень забавный. Он так вот губки поджал: «Нет, у меня на эту роль другой артист». Я ушел. На следующий день вывесили листок с распределением ролей. Вижу: я — Рогожин! То, о чем я даже мечтать не смел! Но как это играть? Я прихожу на первую репетицию, и он говорит совершенно замечательную вещь: Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая, Мышкин — это один человек. Это разные грани одного человека. И эти люди не могут жить друг без друга. Тогда я понял, что такое любовь. Любовь — это способность человека пожертвовать собой ради предмета своей любви. Если ты способен на эту жертву — значит, любовь настоящая. Все остальное-либо страсть, либо увлечение. Это была очень хорошая работа.

Были, конечно, и другие замечательные режиссеры. Я работал и с Петром Фоменко, с Борей Морозовым — в Малом театре был хороший спектакль по пьесе Солженицына «Пир победителей». Но третий толчок случился, когда я пришел в Московский ТЮЗ.

— К Каме Гинкасу?

Да. Наступила совершенно новая для меня пора. Я был удивлен, насколько Гинкас слышит артиста. Это был, пожалуй, первый режиссер, которому я не предложил: «Вот я подумал дома, а что, если эту сцену я сыграю так?» Репетиции начинались с того, что мы приходили, рассаживались, надевали костюмы и ждали его. Он входил и смотрел, кто в какой позе сидит. А потом он предлагал: «Вот как ты сидишь, вот в этой позе и начни с этого места». То есть, он очень точно улавливал состояние каждого на данную секунду. Он настолько стал понимать меня, что я стоял к нему спиной где-то в конце сцены, а он кричал из зала: «Не о том думаешь!»

— Помимо театра, вы также много снимались в кино, в том числе и в сериалах.

Да, но мне ни за один мой сериал не стыдно. Ни за одну работу. Возможно, мне что-то и не нравится, но я отвечаю за все, что делаю. Все я делаю на чистом сливочном масле.

Честно скажу, никогда не стеснялся говорить, что в сериале работают, в основном, из-за денег. Когда говорят: «Я отказываюсь от сериалов, я жду роль!», я не очень верю. Во-первых, не всех зовут. Во-вторых, для сериалов нужно иметь особую профессиональную планку. Я к своей профессии отношусь как к любой другой нормальной работе — допустим, слесаря или токаря. Вот сегодня мне дали точить контргайку для унитаза, а завтра дадут вытачивать жиклер для сопла космического корабля. И то, и это я должен сделать одинаково хорошо. Конечно, работать на космический корабль я буду с особым творческим интересом, но и контргайка должна быть исполнена надежно.

— Я знаю, что сегодня Вы были на ростовском центральном рынке?

Да, я покупал там леща, шамайку, рыбец. Все же знают, куда я поехал… И я сказал, что хочу сначала посетить рынок, а уже потом все остальное.

— А какую кухню Вы предпочитаете?

Кухню предпочитаю украинскую. Но каждый раз как приеду на Украину, потом дня три болею, сами понимаете (смеется). Также мне очень нравится французская кухня. Вот когда я жил в Париже почти полгода, мы там много чего поели, и я не всегда даже понимал, что я ем. Но было вкусно.

— Готовите ли Вы сами, и если да, то какое Ваше коронное блюдо?

Теперь, когда я обзавелся домом, я себе построил там баню, организовал барбекю, я готовлю. Я очень люблю рыбу на гриле, на решетке. Очень вкусно! А раньше очень любил готовить мясо. Берешь говяжью отбивную, отбиваешь, посыпаешь мелко нарезанным лучком, сворачиваешь как рулетик, добавляешь сметану и тушишь, пока собираются гости. Потом вместе со сковородкой ставишь на стол.

— Валерий Александрович, спасибо Вам большое за интервью.

Биографическая справка:

Валерий Баринов родился в крестьянской семье 15.01.1946, д. Жилино Володарского р-на Орловская обл. В 1968 году Баринов окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре (курс В.Коршунова), и в том же году начал сценическую деятельность в Театре им. А. С. Пушкина в Ленинграде (ныне — Александринский театр).

С 1968 по 1974 играл на ленинградской сцене. Лучшие работы этого периода — Петя Трофимов («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Белкин («Болдинская осень» А.Свирина), Вестник («Антигона» Софокла).

Баринов работал с режиссером Р.Горяевым, вместе с ним уехал в Москву, и с 1974 по 1988 работал в труппе Центрального Театра Советской Армии (ныне — Театр Российской Армии), который в те годы возглавлял Р.Горяев. Здесь Бариновым созданы такие образы, как Шишлов («Молва» А. Д. Салынского), Вепрев («Статья» Р.Солнцева) и ряд других.

С приходом в Театр Армии главного режиссера Ю. И. Ерёмина творчество Валерия Баринова получает несколько иное направление — огромный диапазон его репертуара привлекает к артисту внимание критики и зрителей. Роль Рогожина («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), свидетельствуя о больших творческих возможностях, становится в репертуаре Баринова в каком-то смысле знаковой.

В 1988 Баринов вместе с Ереминым покидает Театр Армии и переходит в Театр им. А. С. Пушкина в Москве. Здесь Баринов служит до 1991, играя такие значительные роли, как Рабачёв («Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева), Шатов («Бесы» А.Камю по Ф. М. Достоевскому), Троекуров («Дубровский» А. С. Пушкина).

В 1992 Валерий Баринов приходит в труппу Малого театра, где с большим успехом играет роли Никодима («Царь Иудейский» К.Р.), Ванина («Пир победителей» А. И. Солженицына), Кучумова («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Корпелова («Трудовой хлеб» А. Н. Островского), Президента («Коварство и любовь» Ф.Шиллера). В премьерной постановке «Корсиканка» И. Губача блестяще сыграл роль Наполеона.