В декабре 2012 года в винном ресторане Pinot Noir в рамках проекта «Литературного салон» прошел творческий вечер известной актрисы театра и кино Светланы Тома, организованный при поддержке Абсолют Банка и журнала «Кто главный».
Очаровательная женщина и талантливая актриса, Светлана Андреевна рассказывала интересные истории о своей жизни и творчестве и исполняла песни известных авторов.
Вечер прошел в теплой и уютной атмосфере, а изысканный ужин от шеф-повара ресторана Pinot Noir дополнил интеллектуальный отдых гастрономическими изысками.
По традиции в рамках творческой встречи Светлана Андреевна ответила на несколько наших вопросов.
— Светлана Андреевна, расскажите, пожалуйста, как Вы попали в кино.
— Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя…
А вот со мной так получилось, что не я, а меня выбрали. Такое иногда случается. Об актерской профессии я и не мечтала. Приехала в Москву поступать в университет на юрфак, так как всегда мечтала стать криминалистом, как моя тетушка. Мне казалось, это так романтично, так интересно. И вот стою я на остановке с документами на поступление, и ко мне подходит вдруг представитель мужской половины человечества и задает вопрос: «Девушка, не хотите ли вы сниматься в кино?» Мои тетушки и дядюшки всегда говорили: «Светочка, город — это не деревня, здесь столько жуликов!» И я подумала, что это жулик и есть. Но это был странный жулик, с авоськой, в которой лежали огурцы. И в это время подошел молодой человек в белом костюме, это был сам Эмиль Лотяну.
Так в далеком 1965 году начинались съемки фильма «Красные поляны» о любви простой деревенской девушки. Искали героиню и не могли найти, искали даже на улицах. И провидение привело их ко мне. Так началась моя актерская карьера. Уже через неделю я была на съемочной площадке. А уже потом был театральный институт и другие роли в кино и театре.
Эмиль Владимирович Лотяну был тем человеком, который открыл для меня дверь в удивительный и прекрасный мир кино. Я снималась в таких его фильмах, как «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова» и других.
Потом я еще снималась у многих режиссеров. Я снималась у таких известных режиссеров, как Павел Чухрай, Ян Фрид, Владимир Басов, Николай Гибу, Михаил Бадикяну, Владимир Шамшурин… У меня более 60 ролей в кино.
— Наверно, Ваша самая известная роль — это Рада из фильма «Табор уходит в небо». Не течет ли случайно в Вас цыганская кровь?
— В моей крови нет ни капли цыганской крови, эта линия в моем генеалогическом древе не прослеживается. Но так уж получилось, так сложилась судьба, что в кино я сыграла роль цыганки даже не один раз, а целых четыре. И очень интересно, что все эти роли — это образы классических произведений.
Так, на третьем курсе театрального института, в 1969 году, я была приглашена известным режиссером Владимиром Яковлевичем Венгеровым на роль Маши в экранизации пьесы Льва Толстого «Живой труп». Здесь был поистине звездный актерский состав: Алексей Баталов, Алла Демидова, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили и другие… Это была моя первая цыганка.
Эмиль Лотяну, который никогда не отслеживал, где я еще снимаюсь, кроме его картин, через несколько лет после этого, посмотрев «Живой труп», как-то сказал мне: «Это что! Вот я тебя как-нибудь сниму в роли цыганки, и ты увидишь, что это такое!»
И в 1975 году у Эмиля Лотяну была моя вторая цыганка — я сыграла роль Рады в фильме «Табор уходит в небо» по мотивам ранних произведений Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Я три раза приезжала на кинопробы, Мосфильм предлагал другую актрису, очень известную, но так случилось, что на роль Рады была утверждена я.
— Что дала Вам эта роль?
— Этот фильм был моей десятой ролью в кино и дал мне как актрисе очень много. Также он принес много валюты СССР, так как его купили сразу 120 стран. В 1976 году фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне — «Золотую раковину». А еще мне он дал возможность увидеть земной шар: представляя его, я посетила более 50 стран. Я была на всех континентах. Целых четыре года я непрерывно переезжала из одной страны в другую. И это при советской власти! И мое сознание изменилось радикально.
Потом была роль Тины в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам раннего рассказа Чехова «Драма на охоте», и в четвертый раз я сыграла цыганку в экранизации автобиографической повести «Мои цыгане» грузинского писателя Нодара Думбадзе.
После этого я сказала себе: «Все. Больше я цыганок играть не буду». Решила сломать ситуацию. Ведь режиссура, за редким исключением, предлагает актеру проторенную дорогу. Хорошо играет цыганок? Ну, давай будем ей цыганок давать… И, если актер сам не захочет ситуацию сломать, нет ему от этого спасения.
— А какие роли Вам особенно дороги?
— Вы знаете, я дорожу всеми ролями, и известными, и не очень, потому что из них состоит моя жизнь. А получились они, или нет, и почему так случилось — это для меня до сих пор тайна. Почему иногда что-то попадает в зрителей и дает отклик, а что-то нет. Чтобы все получилось, многое должно сойтись воедино. Во-первых, я думаю, должен быть хороший материал, идея, потом — талантливый режиссер, и, конечно же, должна быть вера режиссера в актера. И приглашать на роли нужно не того актера, который свободен, а того, кто, как ты считаешь, наиболее точно сможет сыграть эту роль, отразить характер героя. И хороший режиссер может заразить актера потрясающей энергетикой, которая поможет точно сыграть роль.
Ведь что такое «Табор уходит в небо»? Это, на мой взгляд, не что иное, как энергетический сгусток, который находит отклик у зрителя и поэтому нужен ему. Именно поэтому этот фильм многие пересматривают вновь и вновь. И каждый находит в нем что-то свое. И для талантливого режиссера, настоящего художника это и есть истинная награда.
Я до сих пор волнуюсь, выходя к зрителям, так как никогда неизвестно до конца, возникнет ли эмоциональная связь со зрителем или нет, будет ли отклик души. Так как самые замечательные связи — это эмоциональные. Именно они наиболее крепко скрепляют и союз актера со зрителем, и союз мужчины и женщины.
— Светлана, Вы — такой светлый, теплый человек. Наверно, Вы оптимист по жизни?
— Спасибо, я стараюсь. У меня имя светлое, нужно соответствовать… Жизнь — это постоянное искушение, она все время преподносит сюрпризы, провоцирует нас, проверяет, как мы отреагируем, сможем ли остаться человеком в той или иной ситуации. Каждый день нашей жизни уникален! И жизнь прекрасна в любом возрасте, наслаждайтесь ею!
— В чем Вы черпаете вдохновение?
— Я очень люблю свой дом, каждую вещь в нем. Любая безделица, фотография, картина здесь имеет свою историю и попала сюда неслучайно. У меня нет домашних обязанностей, это часть моего мира, где все сделано с любовью. Когда я приезжаю домой, я закрываю дверь от внешнего мира и наслаждаюсь уютом. Я, наверно, особенно ценю дом, потому что большую часть жизни провожу в дороге.
Какого-то определенного режима дня и режима питания у меня нет. Более 30 лет я не ем мясо, для меня не существует этот продукт и мне так комфортно. Это был выбор моего организма: в какой-то момент я просто не смогла съесть мясо. Иногда могу съесть рыбу, но редко. Энергия черпается ведь не за счет потребления мяса. Это заблуждение. Источник энергии — во всем, в любви, например, в любви не только к мужчине, но и к детям, внукам, своему дому, природе…
— Каковы Ваши впечатления о ростовской публике?
— Должна вам признаться, что такое общение, как состоялось у нас сегодня — для меня достаточно новое, потому что я в первую очередь театральная актриса, а на спектакле или концерте между зрителями актерами всегда есть некое пространство, воздух, а здесь мы с вами совсем рядом, как у бабушки на именинах. В этом ресторане потрясающе уютная, камерная атмосфера, очень изысканный интерьер, где все радует глаз. Но все это, конечно, отличается от театра, где я привыкла работать. Однако я надеюсь, что смогла оправдать ваши ожидания. Приятного всем вечера!
— И Вам приятного вечера, Светлана Андреевна! Спасибо большое за интервью!
Очаровательная женщина и талантливая актриса, Светлана Андреевна рассказывала интересные истории о своей жизни и творчестве и исполняла песни известных авторов.
Вечер прошел в теплой и уютной атмосфере, а изысканный ужин от шеф-повара ресторана Pinot Noir дополнил интеллектуальный отдых гастрономическими изысками.
По традиции в рамках творческой встречи Светлана Андреевна ответила на несколько наших вопросов.
— Светлана Андреевна, расскажите, пожалуйста, как Вы попали в кино.
— Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя…
А вот со мной так получилось, что не я, а меня выбрали. Такое иногда случается. Об актерской профессии я и не мечтала. Приехала в Москву поступать в университет на юрфак, так как всегда мечтала стать криминалистом, как моя тетушка. Мне казалось, это так романтично, так интересно. И вот стою я на остановке с документами на поступление, и ко мне подходит вдруг представитель мужской половины человечества и задает вопрос: «Девушка, не хотите ли вы сниматься в кино?» Мои тетушки и дядюшки всегда говорили: «Светочка, город — это не деревня, здесь столько жуликов!» И я подумала, что это жулик и есть. Но это был странный жулик, с авоськой, в которой лежали огурцы. И в это время подошел молодой человек в белом костюме, это был сам Эмиль Лотяну.
Так в далеком 1965 году начинались съемки фильма «Красные поляны» о любви простой деревенской девушки. Искали героиню и не могли найти, искали даже на улицах. И провидение привело их ко мне. Так началась моя актерская карьера. Уже через неделю я была на съемочной площадке. А уже потом был театральный институт и другие роли в кино и театре.
Эмиль Владимирович Лотяну был тем человеком, который открыл для меня дверь в удивительный и прекрасный мир кино. Я снималась в таких его фильмах, как «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова» и других.
Потом я еще снималась у многих режиссеров. Я снималась у таких известных режиссеров, как Павел Чухрай, Ян Фрид, Владимир Басов, Николай Гибу, Михаил Бадикяну, Владимир Шамшурин… У меня более 60 ролей в кино.
— Наверно, Ваша самая известная роль — это Рада из фильма «Табор уходит в небо». Не течет ли случайно в Вас цыганская кровь?
— В моей крови нет ни капли цыганской крови, эта линия в моем генеалогическом древе не прослеживается. Но так уж получилось, так сложилась судьба, что в кино я сыграла роль цыганки даже не один раз, а целых четыре. И очень интересно, что все эти роли — это образы классических произведений.
Так, на третьем курсе театрального института, в 1969 году, я была приглашена известным режиссером Владимиром Яковлевичем Венгеровым на роль Маши в экранизации пьесы Льва Толстого «Живой труп». Здесь был поистине звездный актерский состав: Алексей Баталов, Алла Демидова, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили и другие… Это была моя первая цыганка.
Эмиль Лотяну, который никогда не отслеживал, где я еще снимаюсь, кроме его картин, через несколько лет после этого, посмотрев «Живой труп», как-то сказал мне: «Это что! Вот я тебя как-нибудь сниму в роли цыганки, и ты увидишь, что это такое!»
И в 1975 году у Эмиля Лотяну была моя вторая цыганка — я сыграла роль Рады в фильме «Табор уходит в небо» по мотивам ранних произведений Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Я три раза приезжала на кинопробы, Мосфильм предлагал другую актрису, очень известную, но так случилось, что на роль Рады была утверждена я.
— Что дала Вам эта роль?
— Этот фильм был моей десятой ролью в кино и дал мне как актрисе очень много. Также он принес много валюты СССР, так как его купили сразу 120 стран. В 1976 году фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне — «Золотую раковину». А еще мне он дал возможность увидеть земной шар: представляя его, я посетила более 50 стран. Я была на всех континентах. Целых четыре года я непрерывно переезжала из одной страны в другую. И это при советской власти! И мое сознание изменилось радикально.
Потом была роль Тины в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам раннего рассказа Чехова «Драма на охоте», и в четвертый раз я сыграла цыганку в экранизации автобиографической повести «Мои цыгане» грузинского писателя Нодара Думбадзе.
После этого я сказала себе: «Все. Больше я цыганок играть не буду». Решила сломать ситуацию. Ведь режиссура, за редким исключением, предлагает актеру проторенную дорогу. Хорошо играет цыганок? Ну, давай будем ей цыганок давать… И, если актер сам не захочет ситуацию сломать, нет ему от этого спасения.
— А какие роли Вам особенно дороги?
— Вы знаете, я дорожу всеми ролями, и известными, и не очень, потому что из них состоит моя жизнь. А получились они, или нет, и почему так случилось — это для меня до сих пор тайна. Почему иногда что-то попадает в зрителей и дает отклик, а что-то нет. Чтобы все получилось, многое должно сойтись воедино. Во-первых, я думаю, должен быть хороший материал, идея, потом — талантливый режиссер, и, конечно же, должна быть вера режиссера в актера. И приглашать на роли нужно не того актера, который свободен, а того, кто, как ты считаешь, наиболее точно сможет сыграть эту роль, отразить характер героя. И хороший режиссер может заразить актера потрясающей энергетикой, которая поможет точно сыграть роль.
Ведь что такое «Табор уходит в небо»? Это, на мой взгляд, не что иное, как энергетический сгусток, который находит отклик у зрителя и поэтому нужен ему. Именно поэтому этот фильм многие пересматривают вновь и вновь. И каждый находит в нем что-то свое. И для талантливого режиссера, настоящего художника это и есть истинная награда.
Я до сих пор волнуюсь, выходя к зрителям, так как никогда неизвестно до конца, возникнет ли эмоциональная связь со зрителем или нет, будет ли отклик души. Так как самые замечательные связи — это эмоциональные. Именно они наиболее крепко скрепляют и союз актера со зрителем, и союз мужчины и женщины.
— Светлана, Вы — такой светлый, теплый человек. Наверно, Вы оптимист по жизни?
— Спасибо, я стараюсь. У меня имя светлое, нужно соответствовать… Жизнь — это постоянное искушение, она все время преподносит сюрпризы, провоцирует нас, проверяет, как мы отреагируем, сможем ли остаться человеком в той или иной ситуации. Каждый день нашей жизни уникален! И жизнь прекрасна в любом возрасте, наслаждайтесь ею!
— В чем Вы черпаете вдохновение?
— Я очень люблю свой дом, каждую вещь в нем. Любая безделица, фотография, картина здесь имеет свою историю и попала сюда неслучайно. У меня нет домашних обязанностей, это часть моего мира, где все сделано с любовью. Когда я приезжаю домой, я закрываю дверь от внешнего мира и наслаждаюсь уютом. Я, наверно, особенно ценю дом, потому что большую часть жизни провожу в дороге.
Какого-то определенного режима дня и режима питания у меня нет. Более 30 лет я не ем мясо, для меня не существует этот продукт и мне так комфортно. Это был выбор моего организма: в какой-то момент я просто не смогла съесть мясо. Иногда могу съесть рыбу, но редко. Энергия черпается ведь не за счет потребления мяса. Это заблуждение. Источник энергии — во всем, в любви, например, в любви не только к мужчине, но и к детям, внукам, своему дому, природе…
— Каковы Ваши впечатления о ростовской публике?
— Должна вам признаться, что такое общение, как состоялось у нас сегодня — для меня достаточно новое, потому что я в первую очередь театральная актриса, а на спектакле или концерте между зрителями актерами всегда есть некое пространство, воздух, а здесь мы с вами совсем рядом, как у бабушки на именинах. В этом ресторане потрясающе уютная, камерная атмосфера, очень изысканный интерьер, где все радует глаз. Но все это, конечно, отличается от театра, где я привыкла работать. Однако я надеюсь, что смогла оправдать ваши ожидания. Приятного всем вечера!
— И Вам приятного вечера, Светлана Андреевна! Спасибо большое за интервью!